29 октября 2013 |
VII Археографические чтения УрФУ были посвящены месту элиты в истории России Нового времени.
Седьмые по счету Археографические чтения «Культурные элиты России: истоки формирования и модели развития» прошли 24-26 октября в Институте гуманитарных наук и искусств (ИГНИ) УрФУ. Участие в конференции приняли ведущие специалисты по истории России: Мари-Пьер Рей (Университет Сорбонна-1, Париж), Рудольф Пихоя (РАНХИГС, Москва), Гюннар Торвальдсен (Университет Тромсе, Норвегия), Елена Швейковская (Институт славяноведения РАН, Москва), Ольга Кошелева (Институт всеобщей истории РАН, Москва), Дмитрий Редин (УрФУ, Екатеринбург), Дмитрий Серов (Новосибирский государственный университет экономики и управления) и ряд других ученых. Конференция прошла при поддержке «мегагранта» лаборатории эдиционной археографии ИГНИ УрФУ, реализующегося с лета 2013 г. по теме «Возвращение в Европу: российские элиты и европейские инновации, нормы и модели (XVIII начало XX в.)».
Темы секций конференции отвечали проблематике «мегагранта» (одна из них была специально посвящена феномену инноваций и элит в России XVII — XIX вв.) и одновременно развивали традиционные для Екатеринбурга направления, связанные с духовной культурой, историей старообрядчества, традиционной книжностью. Впрочем, перед всеми участниками конференции стоял один и тот же актуальный вопрос: каким именно образом европейские новшества распространялись среди представителей российских элит — в политике, культуре, искусстве?
В центре внимания участников конференции оказался российский XVIII в. — петровские реформы и последовавшие за ними преобразования. Это неудивительно: феномен модернизации России остается ключевой темой. Возьмем, например, вопрос о формировании в России профессиональной бюрократии. Анализ юридических актов начала XVIII в. заставляет думать о том, что Петр I создал настоящее «государство-машину», работающую по регламенту и инструкции. Но, как подчеркнул в своем докладе Дмитрий Редин (Екатеринбург), на деле многочисленные указы царя-реформатора так и не нашли адекватного воплощения на местах — профессиональные администраторы-дьяки продолжали следовать привычным для себя практикам. Как продемонстрировал Дмитрий Серов (Новосибирск), о складывании слоя профессиональных бюрократов в России можно в лучшем случае говорить к середине XIX в. В XVIII же веке даже такое казалось бы образцовое учреждение, как Сибирский обер-берг-амт, постоянно воскрешало старую приказную практику (доклад Елены Бородиной), саботируя внедрявшиеся Петром принципы камерализма с его отточенной функциональной специализацией.
Конечно же, обсуждение модернизации России будет неполным, если не коснуться традиционного вопроса о том, свернул ли Петр со «столбовой дороги» российской культуры? Безусловно, радикальные преобразования нанесли целому ряду культурных сфер невосполнимый ущерб. Так, Ольга Кошелева (Москва) считает, что в России XVII в. слой интеллектуальной элиты складывался вокруг монастырей (в качестве примера О. Кошелева рассмотрела биографию Прохора Коломнятина, создателя одного из «азбуковников» XVII в.) — этот естественный процесс был прерван петровскими реформами. Тем не менее, процесс модернизации не сводится только к запрограммированному правителем внедрению на российской почве европейских новшеств.
Например, Евгений Акельев (Москва), представивший содержательную работу о брадобритии в петровской России, указал и на тот факт, что в среде элиты Московского государства мода на бритье возникла задолго до Петра. На это указывают не только «парсуны» XVII в., но и анализ таких сочинений, как «Букварь» Кариона Истомина, пестрящий рисунками мужчин с гладко выбритыми лицами. В последовавшей дискуссии было высказано мнение о том, что в ходе реформ Петру удалось создать (по крайней мере, вокруг себя — в больших городах Империи) среду, визуально практически ничем не отличавшуюся от европейских городов, таких, как Амстердам или Париж: фахверковые дома, камзолы и чулки, выбритые лица... Постепенно эта новая среда становилась для России привычной, превращаясь из формы — в содержание, из имитации — в образ жизни.
Именно в этой среде формировалась новая политическая и интеллектуальная элита. О ее представителях речь на конференции шла постоянно: в докладах фигурировали екатерининский сановник Никита Панин, малороссийский интеллектуал и переводчик Григорий Полетика, уральские промышленники Демидовы или неизвестный автор рукописного сочинения «О благородстве» времен Французской революции, бичующий Руссо и «парламентщиков» и превозносящий крепостное право — этому недавно обнаруженному сочинению посвятил содержательное выступление Сергей Польской (Самара).
Одновременно с этим бурно развивалась и «третья культура», культура малых городов и торговых сел, воспринимавшая поступавшие из основных центров модернизации импульсы и по-своему усваивавшая их. Многочисленные доклады, представленные на конференции, затрагивали вопросы формирования книжных коллекций в российской провинции, прежде всего — старообрядческой литературы. Зачастую коллизии между официальным курсом на модернизацию и народной культурой становились острыми — например, Андрей Ряжев (Самара) представил детальный анализ правительственного расследование 1765 г. о «человеческих жертвоприношениях» у староверов Нижегородской губернии.
Параллельно с конференцией состоялась школа для молодых ученых, совместно организованная УрФУ и Институтом истории и археологии УрО РАН. В рамках школы несколько мастер-классов на тему «Образование и воспитание российского дворянства в 18-м — начале 19 вв. в контексте западных традиций воспитания элит» провел Владислав Ржеуцкий (Франция).
Завершилась конференция неформальной программой — экскурсией по Екатеринбургу в сопровождении блестящего знатока Урала Виктора Байдина, посещением музея невьянской иконы, и торжественным приемом в просторном холле лаборатории эдиционной археографии ИГНИ УрФУ. «Мы рады общению и с нашими старыми традиционными друзьями, и рады видеть новые лица, новые силы, вливающиеся в наше содружество», — подчеркнула заведующая учебно-научной лаборатории археографических исследований Ирина Починская на церемонии закрытия конференции. В свою очередь, многие из гостей Археографических чтений готовы поучаствовать в многочисленных научных встречах и семинарах, которые запланированы у историков УрФУ на будущий год в рамках «мегагранта» и других научных проектов.
![]() |
Визит посла Франции в России Мориса Рипера в лабораторию эдиционной археографии7 октября посол Франции в России Морис Рипер вместе с консулом Франции в Екатеринбурге Мишелем Бараном и представителями "Альянс Франсез Екатеринбург" посетил организованную в лаборатории выставку "Переводы моральной, социальной и политической литературы в России XVIII в. |
||
В поисках элитыVII
Археографические чтения УрФУ были посвящены месту элиты в истории России Нового
времени.
Седьмые по счету Археографические
чтения «Культурные элиты России: истоки формирования и модели развития» прошли
24-26 октября в Институте гуманитарных наук и искусств (ИГНИ) УрФУ. |
|||
![]() |
Прием в посольстве России во ФранцииРоссийский посол во Франции Александр Орлов принял коллектив историков УрФУ, реализующих мегагрант под руководством профессора Мари-Пьер Рей.
Работа историков должна быть доступна широкому кругу интересующихся. |
||
Осенняя школа молодых ученых. Тезисы к выступлению В. РжеуцкогоВ 18 в. российское дворянство быстрыми темпами заимствует
западные образцы и модели воспитания. В лекциях будет рассмотрен вопрос идеала
дворянского воспитания в Западной Европе и форм, в которых этот идеал
воплотился в Российской империи в воспитании дворянского сословия. |